Арест Улана Жапарова и его последствия
Произошедший накануне неожиданный арест племянника президента Кыргызстана Садыра Жапарова – Улана Жапарова не совсем верно трактовать как арест «родственника главы кыргызстанского государства». Так, в частности, отмечается, что Улан Жапаров никогда не входил в число по-настоящему близких родственников Садыра Жапарова, более того, между Садыром Жапаровым и отцом Улана Жапарова – Ракымжаном Жапаровым существуют очень напряженные отношения, которые кроются в прошлом президента Кыргызстана.
Как известно, в 2013 году будущий президент Кыргызстана, а на тот момент депутат Жогорку Кенеша Садыр Жапаров был лишен мандата оппозиционного депутата и осужден на 1 год и 5 месяцев за попытку захвата власти, после того, как он и еще два депутата парламента в ходе демонстрации попытались пробиться в президентскую резиденцию. Поле чего, будучи уже оправданным, стал организатором еще одной акции, направленной попытку захвата золоторудного месторождения «Кумтор» и изгнания оттуда канадских инвесторов, которая обернулась для него серьезным уголовным сроком в связи с фактом захвата протестующими заложника – губернатора Иссык-Кульской области Эмильбека Каптагаева. Тогда, пытаясь избежать наказания, Жапаров покинул Кыргызстан и вернулся в страну лишь спустя три года. Все это время, находясь фактически в изгнании, Садыр Жапаров рассчитывал на помощь со стороны родственников, и такая помощь ему действительно ими оказывалась, и лишь Ракымжан Жапаров тогда отвернулся от своего двоюродного брата, посчитав бандита Садыра Жапарова человеком без политических и жизненных перспектив – двоюродный брат ни разу в течение почти четырех тех сложных для Садыра Жапарова лет никак и ни разу не помог ему. И это, как считается, стало основной причиной резкого охлаждения взаимоотношений между Садыром Жапаровым и Ракымжаном Жапаровым, и даже последующей вражды между ними.
Теперь же президент Кыргызстана, по всей видимости, решил отомстить двоюродному брату, и попутно публично продемонстрировать свою неприязнь к коррупции в стране, что на фоне все громче звучащих в адрес самого президента обвинений в его личной финансовой заинтересованности при передаче Узбекистану Кемпир-Абадского водохранилища – стратегического объекта инфраструктуры, приблизительная стоимость которого составляет около 1 млрд. долларов, выглядит как «пиар-ход» и ничего общего с реальной борьбой против коррупции в Кыргызстане не имеет.
Тем более, что обвинения, связанные с участием в коррупционных схемах, связанных с вопросами на таможне, предъявленные Улану Жапарову, в равной степени могут быть предъявлены и самому Садыру Жапарову, который активно вовлечен в криминальный бизнес на границах с Китаем и Казахстаном и контролирует всю проходящую через территории Кыргызстана контрабанду вместе с криминальным кланом, возглавляемым вором в законе Камчибеком Кольбаевым, более известным как «Камча».