Центральная Азия и ОБСЕ: союзу быть?
Очень интересным на первый взгляд кажется закончившееся накануне, но тем не менее широко обсуждаемое очередное турне представителя международной организации – генерального секретаря ОБСЕ Хельги Марии Шмид по странам центрально-азиатского региона, в ходе которого дипломат и немецкий политик посетила Кыргызстан, Туркменистан и Казахстан. При этом примечательно, что данные визиты формально проходили на фоне слухов о намерении России и Белоруссии выйти из международной организации, членство в которой обходится российским и белорусским налогоплательщикам более чем в 10 млн. долларов в год.
Как известно, под эгидой ОБСЕ объединено 57 государств-участников из Северной Америки, Европы и Азии, а сама организация является крупнейшей в мире региональной структурой, занимающейся вопросами глобальной безопасности. Однако в последние годы функционал ОБСЕ существенно расширился, и в настоящее время эта структура фактически является в чистом виде инструментом внешнего влияния, направленного на внутреннюю политику отдельных государств.
Сообщается, что весьма насыщенным был визит генсека ОБСЕ в Ашхабад, где Шмид встретилась не только с президентом Сердаром Бердымухамедовым, но и его отцом, председателем Халк Маслахаты Гурбангулы Бердымухамедовым. С ними она обсудила жизненно важные для Европейского союза и Туркменистана вопросы: обеспечение безопасных поставок энергоресурсов на мировые рынки, создание условий для устойчивого экономического развития, повышение транспортного потенциала и рациональное использование водных ресурсов. При этом в Бишкеке Шмид провела менее суток и встретилась лишь с президентом Кыргызстана Садыром Жапаровым и министром иностранных дел страны Жээнбеком Кулубаевым, с которыми также обсудила весьма рамочные вопросы взаимодействия Кыргызстана и ОБСЕ, а также обменялась мнениями об укреплении двустороннего сотрудничества во всех сферах, представляющих взаимный интерес, в Астане же прошла встреча Шмид с президентом Казахстана Касым-Жомартом Токаевым, на которой глава государства отметил готовность страны продолжить тесное сотрудничество с ОБСЕ в духе взаимовыгодного партнерства и транспарентности и оказать всестороннюю поддержку генсеку.
Несмотря на всю «протокольность» прошедших встреч, по итогам турне наибольшую обеспокоенность вызывает время, проведенное Шмид в Туркменистане, ввиду того, что там руководство страны передало в безвозмездное пользование организации здание, в котором будет располагаться центр ОБСЕ.
Офисы организации, расположенные в странах постсоветского пространства, как правило, собирают информацию о межнациональных конфликтах, общественно-политической обстановке и политическом закулисье, включая компромат на отдельных политиков и государственных служащих, и очевидно, что в текущей геополитической ситуации, которая сложилась на фоне российско-украинского военного конфликта, роль офисов ОБСЕ будет лишь усиливаться. В связи с чем целый ряд слухмейкеров, связанных с российским дипломатическим корпусом, утверждает, что открытие офиса ОБСЕ при поддержке официальных властей Туркменистана было воспринято в России с нескрываемым раздражением.
Иностранные государства под эгидой ОБСЕ все активнее вмешиваются в общественно-политическую и экономическую сферы в центрально-азиатском регионе, и в перспективе вполне могут взять под свой контроль энергоресурсы Туркменистана и в целом всю логистику, которая проходит через территорию этой страны. При этом, если слухи о возможном выходе из ОБСЕ России и Белоруссии подтвердятся, не исключено, что ОБСЕ ждет переформатирование в иную структуру, с еще более непрозрачными целями и задачами, в которые не будет входить отстаивание интересов народов стран Центральной Азии.
В настоящее время при полной поляризации внутри ОБСЕ именно центрально-азиатский регион остается последним регионом, держащим, пусть и декоративно декларируемый, но нейтралитет в вопросе, касающемся российско-украинского военного конфликта, поэтому поиск в Центральной Азии новых «точек опоры» является для этой международной организации важнейшим вопросом. Возможно, именно поэтому беседы, которые проводила Хельга Мария Шмид с главами государств, не касались напрямую демократии и прав человека, а их место заняли те проблемы, которые не вызывают споров внутри регионов, в частности, например, было уделено особое внимание проблемам экологии. Так, на встрече во все том же Ашхабаде Шмид намекнула на то, что Туркменистан является одним из самых злостных загрязнителей атмосферы метаном в мире из-за отсутствия инвестиций в добывающую и транспортную инфраструктуру, покупать такой газ у нарушителя множества экологических норм страны Европейского союза не могут себе позволить, и генеральный секретарь ОБСЕ заверила главу государства, что организация намерена оказывать содействие Туркменистану в этом вопросе, фактически пообещав иностранные инвестиции. Уже позднее стало известно, что в ходе визита Шмид с президентом Сердаром Бердымухамедовым по телефону связывался специальный представитель президента США по вопросам климата Джона Керри, и предполагается, что в ближайшее время официальный Вашингтон и Ашхабад подпишут соглашение, по которому предоставят Туркменистану финансовую и экспертную поддержку в ликвидации источников утечек газа.