Почему нас ждет реэкспортный коллапс?

Проблемой для Казахстана становится рост параллельного импорта и реэкспорта подсанкционных товаров в Россию, объем которого уже превысил 20 млрд. долларов, может осложнить нехватка складской инфраструктуры в транзитных странах. Спрос на складские площади со стороны российских логистов и ритейлеров вырос только в текущем 2023 году как минимум вдвое, при том, что интерес к ним начал резко расти еще в прошлом году на фоне санкций из-за российско-украинского конфликта, когда российской стороне потребовалось налаживать новые логистические цепочки. Сейчас на складах в Белоруссии, Узбекистане, Армении, Грузии, Казахстане, Кыргызстане и Таджикистане почти не осталось свободных площадей, не хватает и земельных участков под строительство новых логистических центров, ориентированных на Россию, при этом наиболее критическая ситуация сложилась на территории государств-членов ЕАЭС.

Физическая нехватка складов может стать для России серьезной проблемой и в этой связи вновь актуальным становится вопрос вхождения Узбекистана в ЕАЭС, к чему Кремль склоняет официальный Ташкент уже не первый год. Так, накануне президент России Владимир Путин и президент Узбекистана Шавкат Мирзиеев провели телефонные переговоры. И, как утверждают слухмейкеры, близкие к президентской администрации Мирзиеева, за сухими сообщениями пресс-служб об укреплении связей между Россией и Узбекистаном скрывался продолжительный телефонный разговор, касающийся непосредственно условий возможного вхождения Узбекистана в ЕАЭС.

Как известно, сам переговорный процесс по поводу вступления или невступления Узбекистана в это региональное объединение длится уже несколько лет, в свое время была даже создана специальная межведомственная рабочая группа для анализа преимуществ и рисков вхождения Узбекистана в ЕАЭС, но ее работа не привела к сколько-нибудь значимому результату. Считается, что географическое положение способно сделать Узбекистан важнейшим элементом транспортно-логистической инфраструктуры, обеспечивающей сопряжение ЕАЭС с перспективными рынками Ирана, Пакистана, Индии и других стран Азии, вступление в ЕАЭС автоматически снимет ряд экспортных ограничений: по оценкам специалистов, экономическая интеграция расширит экспортную корзину Узбекистана на 1,2 млрд. долларов. Ташкент также сможет экспортировать в страны союза производимую на территории страны продукцию, немаловажен и тот факт, что интеграция с ЕАЭС снимет ограничения для узбекистанских мигрантов в России. В случае присоединения к союзу Узбекистан получит и преференциальный доступ на рынки третьих стран, с которыми у ЕАЭС подписаны соглашения о зонах свободной торговли, это Вьетнам, Иран, Сингапур и Сербия. Узбекистан также получит возможность участвовать в переговорном процессе как полноправный партнер при формировании новых соглашений о зонах свободной торговли.

Впрочем, на Узбекистан оказывает давление не только Россия; так, в конце 2022 года Ташкент с официальными визитами посещали чиновники Европарламента и с властями страны обсуждались возможности продвижения и увеличения двусторонней торговли и инвестиций с европейскими странами. Не отстает и официальный Вашингтон, который намерен шантажировать Узбекистан возможными трудностями, связанными со вступлением во Всемирную торговую организацию (ВТО) в случае, если Мирзиеев решится вступить в ЕАЭС. Из-за чего Узбекистан пока не торопится соглашаться на угрозы одних и предложения других, ища практическую пользу для экономики, сферы торговли, логистики и возможности модернизировать собственную инфраструктуру.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *