Названа главная угроза биоразнообразию Казахстана

Развитию национальной системы прогнозирования биобезопасности Казахстана уделят особое внимание в ближайшие годы, сообщает Kazpravda.kz.  

– В целом биобезопасность под­разумевает защиту населения, животных, растений, окружающей среды от опасных биологических факторов, разработку мер биологической защиты. Важнейшая часть этого процесса – сохранение биоразнообразия, – говорит Роман Ященко, директор Института зоологии Комитета науки МОН РК.

По его словам, сейчас главной угрозой биоразнообразию является потеря мест обитания из-за развития инфраструктуры, дорог, заграждений, разработки полезных ископаемых. Идет фрагментация ареалов животных. Экстенсивное развитие экономики уничтожает ландшафт, угрожает экосистемам.

Сокращение популяций таких экзотических животных, как панды, тигры, слоны, киты, а также различных видов птиц привлекает внимание только к проблеме попавшего в зону риска отдельного вида. На самом же деле, по данным ООН, темпы исчезновения видов в 50–100 раз превышают естественные, и, как предполагают, они будут только резко возрастать.

С учетом текущих мировых тенденций исчезновение грозит почти 34 тысячам видов флоры и 5 200 видам фауны, включая исчезновение каждого восьмого вида пернатых.

Тысячелетиями люди вели селекцию огромного числа домашних животных и культурных растений, занимающих важное место в нашей продовольственной цепочке. Однако эта сокровищница оскудевает.

Также в настоящее время находятся под угрозой исчезновения почти 30% основных пород сельскохозяйственных животных. Реальную угрозу исчезновению биоразнообразия несут с собой такие процессы, как деградация пастбищ, опустынивание пахотных земель, обезлесение, осушение болот.
– Подписанная Казахстаном международная Конвенция о био­логическом разнообразии рассматривает сохранение биоразнооб­разия на всех уровнях – на уровне экосистем, видов и генетических ресурсов, – говорит Роман Ященко. – Она также охватывает сферу биотехнологий, в том числе с помощью Картахенского протокола по биобезопасности.

Фактически она охватывает все возможные области, прямо или косвенно связанные с биоразнообразием и с его ролью в развитии, которые простираются от науки, политики и просвещения до сельского хозяйства, бизнеса и культуры.

Результаты фундаментальных научных исследований являются основой для любых природоохранных мероприятий.

Поэтому в Послании народу Глава государства Касым-Жомарт Токаев совершенно справедливо отметил, что развитие науки является важнейшим приоритетом государства. Для решения накопившихся в этой сфере проблем он поручил до конца года внести изменения в законодательство.

Как отметил Президент, прежде всего нужно обеспечить стабильную и достойную заработную плату ведущим ученым, включив ее в базовое финансирование нау­ки. Также необходимо внедрить прямое финансирование научно-исследовательских институтов, занимающихся фундаментальной наукой. Серьезным барьером для развития фундаментальной науки является ограниченность грантов тремя годами. В таком коротком горизонте планирования сложно добиться каких-либо значимых результатов.

В связи с этим Глава государства считает необходимым рассмотреть вопрос увеличения сроков грантового финансирования науки до пяти лет. Перед казахстанским образованием и наукой Президентом поставлена масштабная, неотложная задача – не просто поспевать за новыми веяниями, а быть на шаг впереди, генерировать тренды.

– Казахстанская зоология сейчас развивается, вооружившись методами молекулярной генетики, программным моделированием и возможностями геоинформационных систем, – говорит Марина Чирикова, заместитель директора института зоологии по научной работе. – Сегодня мы выполняем важные научно-технические прог­раммы «Разработка национального электронного банка данных по научной зоологической коллекции Республики Казахстан» и «Разработка кадастра животного мира северного Тянь-Шаня для сохранения его генетического разнооб­разия». Они предусматривают создание электронных баз данных, включающих информационно-поис­ковые системы, для дальнейшего использования банка данных по животному миру как природного ресурса страны.

По словам Марины Чириковой, в соответствии со Стратегическим планом развития Казахстана до 2025 года, данные программы позволят дать рекомендации по сох­ранению биологического разнооб­разия в нашей стране и выполнить обязательства по Международной конвенции о биологическом разнообразии.

Сейчас в штате института более 90 научных сотрудников нуждаются в обеспечении компьютерной техникой. Благодаря Министерству образования и науки институт зоологии обрел второе дыхание. В 2020-м начат закуп необходимого компьютерного оборудования, а в текущем году государство выделило деньги на ноутбуки с передовыми мобильными технологиями, без которых невозможно проведение научно-исследовательских работ.

Зоологами установлено, к примеру, что для полноценной жизни одной популяции крупных млекопитающих необходимо соз­дать группировку из как минимум 50 особей определенной половозрастной структуры, с обеспечением их устойчивыми кормовыми ресурсами.

– Возьмем для примера снежного барса – сейчас в Казахстане их чуть более 120 особей, живущих в горных экосистемах юга, юго-востока и востока нашей страны, – говорит Роман Ященко. – Достаточно ли такого количества для 3–4 региональных популяций барса? Очевидно, нет. Для того чтобы популяция стала устойчивой и самодостаточной, необходимо довести количество этих хищников до определенного уровня в региональной популяции, обеспечить хищникам кормовую базу (копытные), а это связано с определением экологической емкости экосистем, которые смогут выдержать то или иное количество копытных. Таким образом, шаг за шагом мы определяем стратегию по восстановлению вида и на ее основе разрабатываем план действий по восстановлению экосистемы.

Однако работа Института зооло­гии имеет и более животрепещущее в наши дни значение. По словам ученого, только в прошлом году орнитологи института поставили 20 спутниковых передатчиков на различные виды птиц для изучения путей их миграции и мест зимовок. В этом году закуп таких передатчиков продолжен. В эпоху ковида это имеет особое значение, ведь птицы являются переносчиками некоторых типов коронавирусов.

На полевой орнитологической станции института зоологии «Чопак» на юге Казахстана орнитологи уже более полувека изучают миграционные потоки, эктопаразитов птиц и берут микробиологические пробы на болезнетворные микроорганизмы.

Каждый год орнитологи ставят большие сети-ловушки, отлавливают, измеряют и кольцуют птиц. В этом году станция проводит свой 56-й осенний сезон. Ведется взятие проб на наличие коронавирусных и других вирусных инфекций, переносимых мигрирующими птицами и летучими мышами. Затем эти пробы передаются в Институт микробиологии и вирусологии, Алматинский филиал национального центра биотехнологии.

– Зная, куда и откуда летят птицы на гнездование или зимовку, мы можем определить пути распространения вирусов и инфекционных болезней и оценить степень угрозы заражения нашей территории, – уточняет Роман Ященко.

Мониторинг окружающей среды требует долговременных инвес­тиций. Пока же в нашей стране он остается на втором плане. И картина не поменяется, пока не изменится система работы госор­ганов, которые должны преодолеть межведомственные барьеры и работать в тесной координации друг с другом. Необходимо максимально сохранить естественные экосистемы. Это главная функция природоохранных ведомств.

Однако, по данным ученого, многие виды флоры и фауны на территории нашей страны находятся сейчас в неизученном и неоцененном состоянии. Поэтому непонятно, находятся ли они под угрозой исчезновения или уже исчезли вообще.

– В нашей стране просрочен выход очередного издания Красной книги, не налажен достаточный контроль за состоянием популяций редких и исчезающих видов животных, – напоминает директор Института зоологии.

В настоящее время институт поднимает вопрос о проведении научного мониторинга состояния популяций редких и исчезающих видов животных Казахстана перед Комитетом лесного хозяйства и животного мира (МЭГПР РК), который является уполномоченным органом в сфере сохранения биоразнообразия и контроля за состоя­нием редких и исчезающих видов.

– Возможно, по итогам переговоров из бюджета страны будут выделены средства на данные исследования, – считает Роман Ященко.

Действующий государственный контроль, по мнению специалиста, также является недостаточным для оценки состояния животного мира страны. Сейчас в стране практически нет актуальных сведений о состоянии популяций огромного числа видов беспозвоночных животных, которые играют определяющую роль в сохранении экосистемного разнообразия. А это очень опасная тенденция, поскольку исчезновение или сокращение численности даже небольшой группы насекомых – опылителей растений (пчелы, осы, шмели), о существовании которых многие даже не задумываются, могут привести к огромным экономическим потерям и катастрофическому сос­тоянию природных экосистем.

Как отмечает Роман Ященко, выстраивание отношений между природой и человеком остается важнейшей задачей ХХI века. С территории Казахстана давно исчезли такие животные, как тигр, гепард, казахстанский подвид кулана. Находятся под угрозой уничтожения снежные барсы, тяньшанский бурый медведь, архар и многие другие виды животных. Причин исчезновения много – это и прямое истребление (браконьерство), и косвенное: выпас скота, добыча полезных ископаемых, строительство, прокладка автомобильных трасс.

К тому же территория Казахстана находится в неблагоприятной зоне по зоонозным болезням, является зоной риска для животноводства и растениеводства. Равнинные копытные животные Казахстана уязвимы для эпидемий, джутов и засухи.

Очевидно, что обеднение биоразнообразия означает сокращение ресурсной базы для выживания человечества. Помимо понимания того, что многообразие живых организмов позволяет обеспечить устойчивость природных экосис­тем и выживаемость входящих в них видов, этот вопрос имеет очень большой психоэмоциональный подтекст.

Осознание того, что какие-то яркие виды исчезли из природы, способно вызвать у человека сильное угнетение, вплоть до глубоких изменений в психике.
Многие казахстанцы, видимо, подспудно уверены в том, что где-то там далеко, в Африке, Австралии, Юго-Восточной Азии или Южной Америке, есть девственные уголки нетронутой природы, и сокращение или исчезновение видов в нашей стране как-то перекрывается благополучием других видов там. Это придает уверенности и в себе, и в окружающем мире.

– Однако когда я впервые посетил Африку и увидел, что многие крупные животные живут не в естественной среде, а в полувольном содержании, то испытал шок, поняв, насколько уязвим окружающий нас мир, насколько велика наша ответственность за сохранение биоразнообразия, – говорит Роман Ященко.

По его словам, трагедией является исчезновение не только крупных млекопитающих или птиц, но также и малозаметных беспозвоночных животных, чью огромную роль в природе человечество осознает не в полной мере. Науке, к примеру, до сих пор непонятны все последствия исчезновения многообразия окружающих нас видов живых существ. Ученые только сейчас выходят на понимание не только прямых пищевых или географических связей в природе, но и энергетической составляющей экосистемы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *