Руки прочь от Найман-Ата! Об открытом письме поэта Н. Айтулы Президенту РК К.Токаеву о проблемах трайбализма
Дожились…Действительно, в последние годы мне пару раз приходилось слышать со стороны простого народа и казахскоязычной студенческой молодежи, вопрос: «Апай, почему у нас часто по телевизору звучат шутки о найманах?» Но поскольку меня можно включить в «Книгу рекордов Гиннеса» по части игнорирования и незнания современной казахской (и не только казахской) эстрады, музыки, массовой культуры, особенно юмористических шоу, то я не стала тогда вникать в этот вопрос. Хотя, в плане субэтнической принадлежности как раз являюсь стопроцентной найманкой (т.е. как со стороны отца, так и матери).
А еще я считала, что такого рода «ниже плинтуса» уровень, всякие бессмысленные тусовки и низкопробные шоу, равно как и лицезреющее их тупое быдло KZ, вообще не достойно внимания и обсуждения со стороны нормальных людей, ученых и т.д. Самое главное, я исхожу из тезиса, что бороться надо не с миллионами проявлений невежественного массового сознания, а с их глубинной причиной; искать сами корни всех нелицеприятных явлений (которых не сосчитать в нашем обществе) и универсальный механизм их искоренения.
Но, видимо, как отмечает в своем открытом письме поэт, лауреат Государственной премии Н. Айтов (Айт-улы), открыто издеваться над найманами со сцены и по ТВ стало в современном Казахстане уже некоей привычкой или модой. Типа анекдотов про чукчей в советский период. А еще в те времена были популярны анекдоты про евреев, Авраама и Сару, про татар… Так что части казахов пришлось уже реагировать публично и открыто. Самого Н.Айтова подтолкнул к написанию открытого письма Президенту РК популярный артист Алмат Сакатов, который на днях опубликовал в интернете гневное видеообращение против своих коллег и сценаристов, мусолящих в своих шутках найманскую тему. Свежий пример: комик в образе полицейского в каком-то шоу говорит: «А этого я не буду наказывать. Его и так Бог наказал, у него жена-найманка».
В открытом письме поэта указывается, что такой публичный антинайманский мотив продолжается в нашем «искусстве» в течение последних 10-15 лет (!). Н. Айтов обращает внимание Президента РК на скрытый трайбализм в обществе и недопустимость оскорбления чести и достоинства людей не только по национальному, расовому, религиозному, но и этническому признаку (конечно, в это понятие входит и родо-племенное происхождение). Поэт и общественный деятель призывает со всей строгостью закона наказывать вульгарных и сквернословных («бейпіл ауыз») артистов, комиков, распоясавшихся за годы демократии.
Упоминается имя Жанар Айжановой, с которой и начались шутки про найманов. Не зря предки говорили: «Әзіл Әзәзілден, қалжың – шайтаннан» («Юмор – от Сатаны, шутки – от черта»)… Как известно, эта певица, 1968 г.р., актюбинская казашка, эволюционировала от этно-исполнительницы до юмористки и пародистки (типа казахская Елена Степаненко). Говорят, играет еще в юмористических телесериалах роль свекрови, которая ищет для сына невесту. При этом в ее монологах, звучащих на всю страну, «страшнее атомной бомбы» девушки из рода «найман», представители этого казахского рода изображены недотепами или хитрыми, опасными и т.д. Иными словами, этноним из священных казахских «шеджире» (генеалогии), на самом деле имя Первопредка (Найман-Ата) недалекая артистка и стоящие за ней сценаристы и продюсеры сделали синонимом недочеловека…
Нам не хотелось бы копаться в этом дерьме, но, к сожаленью, придется. У нас есть версия об этно-культурных и ментальных корнях возникновения шуток и даже презрения к тем или племенам (тэйпам) у казахов. И нам стало понятно, откуда дует антинайманский ветер. А дует этот ветер со стороны ЮКО…Откуда и идут все эти «Шымкент-шоу» и пр. Региона Казахстана, где никогда не ценился ум и интеллект человека (за исключением горсточки духовных людей, следующих заветам Ходжи Ахмеда Йассауи и мудреца Байдибек-Ата), а ценились лишь «акша-пул» (деньги, материальная продукция), а тем паче ни во что не ставились ум и духовность женщины!
Славящийся лишь многодетностью и базарами край, в чьих семьях гордые и умные найманки всегда будут ненавистными «инопланетянками», ибо не умеют услужливо улыбаться и кланяться в пояс! В этом перенаселенном, жарком и душном крае с бесконечными тоями и казахскими понтами никогда не был возможен и не будет такого феномена, как Сара-акын – великая поэтесса найманов и всего казахского народа, с которой счел честью состязаться в степном рэп-баттле, т.е. мушайре («айтыс») великий сын степей Биржан-сал! Говорят, когда великий Абай ознакомился с содержанием этого мушайра, то есть многосуточного публичного поэтического состязания Сары и Биржана в 19-ом веке, который позже зафиксировали письменно, он улыбнулся и, указав одно место в середине текста, сказал кратко: «вот в этом месте Биржан уже давно проиграл девушке, дальнейшие его экспромты – уже просто вынужденное краснобайство…».
И поскольку два ведущих тэйпа Среднего жуза – аргыны (правда, катастрофически сократившиеся численностью из-за Голодомора 30-х гг.) и наиболее близкие им найманы негласно считались у казахов интеллектуалами, оракулами, «мозгом казахской нации», то все эти анекдоты про найманов надо воспринимать «наоборот». А именно: как зависть к носителям более высокого интеллекта и культуры, также к более развитой, европеизированной в плане коллективной ментальности части народа (Средний и Младший жузы приняли подданство России раньше).
Происхождение шуток про найманов необходимо воспринимать по аналогии с анекдотами про евреев и татар в СССР. А это, как известно, были самыми умными и хитрыми нациями. За это их не любили. В таком случае насмешки над найманами мы можем воспринимать объективно как комплимент. Хотя одновременно надо сразу, как в Америке, подавать в суд на этих жалких скоморохов и шайтанистов. Итак, обсуждаемый конкретный факт трайбализма – на самом деле признание со стороны сброда духовной инаковости «других», того, что в данном случае «белые вороны»-найманы по своему прямодушному аристократическому характеру и предпочтению интеллектуального труда базарам и кетменю являются «казахскими евреями» и богоизбранным тэйпом казахов.
Назира Нуртазина,
доктор исторических наук,
профессор КазНУ им. аль-Фараби
Источник: altyn-orda.kz
А я наоборот знаю о найманах то что благодаря им семиречье было защищено от нападения монгольских племен пришедших с чингисханом,на что обманным путем договорясь с жалаирами были погублены 240 батыров найманов,и это место и сейчас называется найман суек.Найманы очень трудолюбивы,предприимчивы,грамотны, имели свои городища в эпоху зороостризма,они имели свой отличительный родо племенной признак
Онтустикти жамандап, озинди актап жатсын ба? Гылыми атагын бар екен, сира сатып алганга уксайсын, Казакаша жазып, сойлей алмайсын? Мунын саган кереги не? Бир олкеге соз тигизбе.
Как сказал Алмат Сакатов, найман это Кабанбай батыр и этим все сказано!
Не надо делиться , надо объединяться, а глупых везде хватает!
я найман и мне всегда был чужд юмор казахов с юга . Я думал что не понимаю их шутки . но душа мне подсказывало что то другое говорило что это все примитивно и банально их тупость иногда меня так удивляло и теперь только понял из за чего это прочитав высказывания умных и грамотных людей . Далее не буду излагать свои мысли дабы не создавать конфликта….
Ужас, и эту ахинею написал профессор, Доктор исторических наук? И чем она лучше тех “недалеких” шымкентцев, которые “оскорбили” ее род? Взять, и обозвать недалеким весь народ ЮКО, “за исключением горсточки”… Про Асанбая Аскарова, Шамши Калдаякова, видимо, далекому от истории казахов и Казахстана в целом, “профессору”, претендующему на место в Книге рекордов Гиннеса, не известно ничего.. Про Домалак Ана я промолчу… Маразм крепчал((
Еще, раз Доктор исторических наук сделал такое громкое публичное заявление, вернее, подхватил тему (не исключаю, что на хайпе) , поднятую поэтом Н.Айтулы, уж удосужилась бы без грамматических ошибок выложить.
PS: Шутки про найманов, по мне, наоборот , возвеличивают остроумие и продвинутость этого рода.
Найманы это не Род и не Племя, это Народ или Ел по Казахский, к Вашему сведению и Коныраты Народ они имею пять национальностей и соответственно паспортов пять, в Кыргызстане они Кыргызы, в Узбекистане они Узбеки, в Каракалпакии Каракалпаки, в Венгрии Мадьяры, в Германии Немцы. Так же и Найманы в Кыргызстане они Кыргызы, в Узбекистане Узбеки и Каракалпаки, в Афганистане Хазарейцы Шайхали, в России Ногайцы и Алтайцы, в Китае Монголы в провинции Внутренняя Монголия около 100 миллионов Найманов. Это не считая проживающих Казахских Найманов Китая и Монголии. Легендарная Троя и Древний Рим это одно ответвление Найманов Матай или Империя Мидия. Они в древности покорили Все Средиземноморье, Их в Истории зафиксировали как Финикийцы, Мидийцы, Гиксосы. Остров Мальта или Балта назван в честь одного из племен Народа Найманов Балталы Найман. Это герб или Танба этого Племени. Жалаиры также Народ или Ел, они потомки Царских Скифов Тиграхаудов, они создавали Каганаты Вокруг Алатау, в их подчинениибыли Китай, Сибирь, Средняя Азия по ошибке их перевели как Уйгуры, взяв за правильный Термин Оногуз как Оногур или Уйгур, там еще умудрились Правящую Диеастию назвать Яглакар, это просто с Латинской транскрипции все слова вместо буквы – Ж- читаються как Я. Мухали Гован или Князь Князей Правитель Китая при Шынгыс Кагане, второй генерал Жошы Термелла оснтватель государства Ильханов после смерти Хулагу, которая существовала свыше 100 лет, имела свою монетарную систему, архитектуру, живопись. Территория Жалаиров была Равна нынешней территории Ирана, Ирака, Сирии, Грузии, Армении и Азербайджана, на Севере они составляли Элитные подразделения Тохтамыс хана, или Гвардия Уланов. При царе Борисе Годунове канцелярию возглавлял Кадыргали Жалаир. Который случайно на соколиной охоте попал в Плен дружинникам Ивана Грозного вместе с ханом Ораз Мухаммедом, которого Иван Грозный для легетимности Московского Престола создал Касимовское Казахское Ханство и утвердил Ораз Мухаммеда на трон. Это все к чему, а к тому что все путают Казахские Народы Войска с Родами и Племенами, Это и Народы Канглы, Кангюй или Печенеги, которые создали Османскую империю, во главе с Есен Бугой бием, но фортуна повернулась ни к ним, а к Огузам Сельджукам, и Правили империей не Печенеги а Огузы Сельджуки. Северные Печенеги фактически разграбили Византию и способствовали ее падению. Ныне они ассимилировались и представляют Болгар, Молдаван, Гагаузов и др. Восточная волна Печенегов достигла Тихого океана через Север Алтая они участвовали в этногенезе Хакасов, Бурят, Якутов, и др, народов и до сегодняшнего Дня сохранили свою Родоплеменную структуру, культуру и древние назвпния Бесене или Бешене среди Сибирских народов. Только с их продвижением начали складываться государственные образования на территории Сибири приблизительно за 500 лет до нашей эры. Можно перечислить два десятка Народов это и Кыпшаки, и Алано-Сарматы или Дакхи, или Дайцы Причерноморья и Кавказа, ныне это Народ Адай и Керд Аланы, или Кердери, это и Борчаланы, ныне это Народ Беріш и так Все Казахские Народы Войска, в Свое время создавали Каганаты или Империи, этоне Племена, Племенами они были 5 тысяч лет назад, а может и 10 тысяч лет назад. Пока не забыл Китайцы присвоили название Казахского народа Қара Китай, это народ который в начале нашей эры Правил от Тихого океана до Средней Азии, они составляют ныне среди Казахов Народ Дулаты, которые создали империи или Султанаты в Индии благодаря Дулатам Тммуриды до прихода Англичан Правили Афганистаном, Индостаном, благодаря им или Сарацинам с 7 по 10 века нашей эры Ислам распространился почти до Франции, это их непобедимая конница прошлась по Северу Африки и через Гибралтар захватила земли до Франции. Это тщательно скрываеться империя Дулат ат-Турки. Затем Алано Сармат или Борчолан султан Бейбарс продолжит Правление в Северной Африке и будет противостоять Крестовым Походам. Так что хотите того или нет Слово Казах без Народной принаблежности ничего не значит. Да как и любое явление оно имеет и прогрессивное и отрицательное качество, потому что эти Народы не всегда жили в мире и дружбе между собой, это был Сложнейший процесс в Мире, так процесс этногенеза Казахов происходил на Всей территории Евразии и Северной Африки, это была постоянная борьба за выживание, за лидерство, за рынки сбыта, за монополию торговли, и Вот сейчас сегодня мы, можно сказать потомки тех двух десятков Народов, находимься на одной, маленькой территории оставшейся в наследство от бывших Великих Каганатов. Кто говорит какие то непонятные термины и доводы как Трайбализм, или Межродовая неприязнь, они не понимают Главного, что не признавая Великую Историю Аруахов, пусть не всегда гладкую и удобную для Всех, невозможно среди этих конкурирующих с друг другом Народов Войск наладить заимопонимание. Только знание истории и философии Кок Тенри, может быть Национаььной идеей Казахов, есть ли Казахи будутделиться по религиозному принципу, то Прекрасного будущего может и не быть, наши идеалы это Духи Святых Предков Аруахи. Да конкуренция между Казахами есть и сейчас, но нужно эту конкуренцию вывестииз тени, придать ей здравый смысл, использовать ее силу Во благо Всех Казахов Планеты. Вот чего нехватает сегодня, а этот пустозвон, кто то кого то задел или обидел, это бабские сплетни, не надо опускать достоинство Великих Аруахов так низко, до уровня бсбских сплетен. Да проблемы есть и будут, но доя этого созданы диалоговые площадки где каждый может добиться прозрачности и избежать перегибов в Культуре, Науке и Производстве, в Быту, Обшестве и в Мире!!! Не надо паниковать и поносить друг друга. Будьте благоразумны.
Ассалаумағалейкүм ағайын, мен Қоңыратпын. Айтқым келгенім осы тройболизм деген ұғым басымызға бір бәле болып жабысқан кесел болды. Әсіресе бұл орыс саясаты біздің Әкімшілікте, Сот саласында “ҚОЖА БАУЫР” ағаларымыздың (оңтүстік жанашырлары Асқаров, Назарбеков,Мырзахметов және т,б,) арқасында етек жайып кеткені өкінішті-ақ. Ал енді Найман еліне байланысты айтқым келетіні: Осы қытаймен шекараның 90% пайызын кім ұстап тұр, көз жүгіртіңіздерші? Әрине Найман елі! Эй, “көсемдер”, ел аман жұрт тынышта Қазақстанның шекарасы бегітілген бар жеріне еге бола алмай жүргенімізде бірнеше ғасыр бойы қытайға бекініс болған НАЙМАН еліне тіл тигізу ЖЕТЕСІЗДІК болар ағайын,
Акын Күләш Ахметова айтқан екен: қазақта рушылдықты қоздыратын мүдделік. Сол рушылсымақтар неге кедей ағайындарына жәрдемдеспей көбіне тек бақуатты руластарын жағалайды? Әрине жеке басының қамы үшін сол атқамінерлердің мүддесін қорғап, сойылын соғады деп. Толықтай келісемін. Салдарын көзіміз көріп отырған жоқ па? Кешегі барымташы батыр, жарапазан айтушы ақын, елін сатқан көсем болып шыға келді емес пе?! Тіптен бірін бірі сүйіп қосылған екі рудың жастарының болашағы алаңдатпай ма бізді? Руын жамандаған күйеу мен келіннен не күтуге болады? Сондықтан заң қабылдап, рушылдық негізде арандатушыларды қатаң жазалау қажет. Мына түрімізбен тарих сахнасынан жойылудың ауылы алыс емес.
ДА, шутки шутками, но в каждой шутке доля правды. Найманы, безусловно певцы и воины, как и любой другой казахский род. Но, обратите внимание, почему говорят во многом только про них. А причина по моему очень простая. Само слово “найман” звучит очень величественно даже для русскоговорящих казахов,не то что “жалайыр” или “шапырашты”, найманы расселены во многих наших регионах, их знают везде от Алатау до Алтая, их много, они в девяностых годах и позже ринулись в южную столицу и окрестности, что и создало породило у местных жителей какое то неприязненное чувство, типа “понаехали эти найманы”. А так, они как и все казахи, любят той, родственников, поют казахские песни и играют на той же домбре. Кстати, недавно пятеро найманских джигитов побили 20 ( двадцать) китайцев, в славном найманском селе Кызылагаш. Спрашивается, для кого они старались, могли и тихо отсидеть.
Қызыл-Ағаш тұралы дұрыс айттыңыз! А в общем, найманы упоминаются в анналах истории ещё до до упоминания казахов, как этноединицы!
Клоундар көрермендерді күлдіргенде, көрермен оның айтқанына күлмейді, клоунның түріне күледі.
Найманская тема , вобщем то ненова, но , действительно в последние годы сильно усилились “благодаря” таким певичкам как жанар айжанова. Даже русскоговорящие наши братья, не могут и двух слов связать на родном языке, но нет и они туда же. Наверное не стоит всех винить, и чимкентских актеров в том числе, вот как раз от них не слышал шуток про найманов . По моему тому есть несколько причин. Во первых, Само слово “Найман” звучит , согласитесь, как – то величественно и благородно, не то что ” жалайыр” или извините, “шапырашты”. Во вторых найманы расселены во многих регионах нашей земли, их много, их все знают, повторюсь, например тех же самых жалайыров многие могут и не знать. В третьих, за последние годы многие найманы с востока ринулись в Алматы и окрестности, отсюда и пошло, ” понаехали эти найманы”.
А так, найманы такие же казахи, они тоже любят тойи и родню, поют казахские песни и играют на домбре. И еще у сельских найманов повышенное чувство родоплеменоой принадлежности. Вот и все, и кстати, недавно 5 найманских джигитов побили 20 китайцев. Как сказал один из них, ” өзімнің қарабасым үшін емес, қазақ халқым үшін жасадым осы істі”. Вот так то.
Кеш Жарық, қазақ елі! Мен оңтүстікте туылмасамда, сонда өстім. Сонау аштық болған жылдары, Маңғыстаудан Түркмен жеріне өтіп кеткен ұрпақ өкілімін. Сонда әкем, шешем , мен туылдым. Менен кейінгілер Шымкент жақта туылды. Менің айтарым, мен оңтүстікте өстім, 30 жасымда Астанаға ауыстым. Сол жылдар аралығында, Наймандар туралы бірде – бір жаман сөз естіп көрмеппін. Керісінше адай-қоңырат деген ұғымдар көп айтылатын. Осы Астанада көп айтылады Наймандар ондай, мұндай деген. Менің тұрған жағымда/оңтүстікте Наймандар бар, оларды ешқашан біреулердің жамандап жатқанын естімеппін. Керісінше, мына Адайлар “грубые” деп айтатын. Адайлар дегенге барлық Кіші Жүз өкілдерін кіргізіп, жалпылама айтатын. Оған біздер намыстанбайтынбыз. Қайта, есімде, метепте оқып жүрген кезімде тарих пәнінінің мұғалімі, айтатын Кіші Жүзден көп батырлар шыққан, Махамбеттен бастап, Ұлы Отан Соғысы кезіндегі Мәншүк пен Әлияны үнемі айтып отыратын. Сондықтан, мен өзім ру-руға бөлінуге, әр ру мен тайпаның кем-кемшілігін іздемей, Қазақ деген Ұлы Ұғым аясында бірігуіміз керек екенін айтқым келеді.
Оңтүстікке тіл тигізгеніне қарағанда, алған білімі надандықтан ары аса алмайтын дəрежеде екен.
Я столкнулась с найманами… И скажу из личного опыта, что в каждой шутке есть доля правды. Очень грубый, неотесанный, хитрый народ. ВКО это жердинг бир жери. Ещё вдобавок Бог наказал что брат женился найманке. Н и ч е г о хорошего! При чем тут ЮКО?)))
Ақымақ қатын ғой. Не біледі оңтүстік жайлы. Наймандар жайлы кімдер айтып жүргенін біліп алмайма.
Найманы и Аргыны это самые образованные люди своей эпохи были, в 30-40х годах их отправляли в южные регионы на руководящие и преподавательские должности, ну видимо не очень они любили начальников из найманов. Часто слышу анекдоты про найманов, но это просто старые советские анекдоты про евреев, где вместо еврея вставили найман.
Такие междуусобные “разборки”, трайболизм, в общем итоге подрывают основы национальной безопасности страны. Раздувают эту тему недоброжелатели государства, а ведутся на эту тему недалекие люди. В том числе и различные артисты,так называемые, которые хотят словить больше популярности на этой теме. Та же самая айжанова когда -то стала особо популярной после исполнения песни “Достарым”, автором которой был Оралхан Кушеров. Найман из Курчума ВКО. Кстати, эту песню эта артистка вначале выдавала за народную, пока не вмешались друзья и не доказали её авторство. Хотела обхитрить найманов, получается. А про жен – найманок в народе говорят: найманнан кыз алмаган – ел жетым деп айтады. Айелин найман болса биике котереды,немесе басып устайды.
Говорят,в одной небольшой африканской стране решили люди навести порядок. Вначале изгнали всех явных врагов,затем представителей других наций,а когда остались чисто свои соплеменники- начались междуусобные родоплеменные разборки. В итоге перебили друг друга…
Наш народ очень многое пережил за многие века,выстоял во многих испытаниях, помогая при этом многим другим нуждающимся в помощи… Наша сила в единстве,взаимопомощи! И вчерашняя трагедия с разбившимся самолетом – тому подтверждение.
Прекращать разговоры на эту тему надо на на самом высоком уровне. Надеюсь, умых голов у нас больше…
ВКО – одно из самых красивых мест в РК.
Насчет найманов – вам , наверно, не повезло, вам встретились люди вашего же уровня. Люди ведь они везде разные бывают…
Казактын барлык руларында жаман адамдарда,жаксы адамдар бар, букiл руга тiл тигiзiп соз айткан адам, оте пасык адамдар, ойлау кабiлетi оте томен адамдар гана сондай создер айтады. Турiк-казак аталарымыздын шыккан жерi Култегiн-Шыгыс Турiкстан. Осылай болiнсендер казак мемлекетiнен айрыламыз. Казак тiлiмiздiн тауeлсiздiгiн ала алмай журмiз, оданда соны ойласандаршы. Орыстын бодандыгынан алi шыккан жокпыз.
Да монголы мы все давно после 13 века,монголы….а после 1991 года арабами стали рядится… А предки были тюрками-кипчаками, но ничего уже не осталось от предков- ни обычаев, на традиций, ни языка, ни обличия… все монгольское. 500 лет правили монголы, затем около 200 лет Российская империя… И только Октябрь как луч света в темном царстве, но…. уже 29-й год как погас этот луч и снова многострадальный народ, который назвали казахами, бредет во тьме, снова мытарства …. Горемыкали мы раньше горемыкаем теперь….
Про Китай Забыл это же Древняя земля Великого Казахского Каганата, на ней правили Миром Великие Казахские Каганы Ши Хуан Ди, Моде, Император Тай Цзун, Культегин, Тонью Кук, Бумын, Шынгыс хан, Жалаир Мухаали Гован, Император Хубилай, внук Шынгыс хана, сын Кенесары Хана Правитель Синьцзяня Сыздык Султан. Про Индию забыл начиная от Саков сакья Мунья,
заканчивая Тимуридами, Полуостровом Индостам Правили Великие Казахские Каганы Ель Тутмыш, Разия бегим, Племянники Мухаммеда Хайдара Дулати Бабур, его династия Кумаюн, Акбар, Шах Джихан и др. Забыли о Мавераннахре которым Всю Жищнь правили Великие Казахские Бахадуры Жалантос, Айтеке би, Алпамыс батыр, Правители Хивы Коныраткские ханы Династии Аллакула. Так что Вы кажеться когда писали немного расслабились на 40 градусов, все шиворот на выворот, А Касимовское Ханство под, А Борис Годунов, А Симеон Бекбулатович, А Ораз Мухаммед, а Кадыргали Жалаир советник Бориса Годунова. Советую такие темы на трезвую Крышу размышлять.
про жанар аижанову . всегда ценил ее творчество ее песни . но после ее номера про наиман келинку она стала для меня пустым местом. наиманы по численности вторые или третие в казахстане. в узбекистане наиманов больше чем у нас но они уже узбеки там нет жузов не днлятся по родам и в этом их преимущество.они более сплоченнее чем мы. многие развитые народы мира давно перешагнули стадию деления на рода и племена а мы даже не думаем про это. мы даже на бытовом уровне делимся если так будет продолжаться не будет у нас единства
Милая моя, аргыны и найманы – это цвет нации Казахстана, а ты, видимо из рода клоунов!!!
Ох, как вы хорошо сказали, это же песня! Не верится, что это обычный пользователь.
Бриллиант в куче сами знаете чего. Я в восхищении, правда.
Кең болсаң, кем болмайсың. Бұл найманды қамшыламаса, кемсіте алмайды. Өспейтін елдің баласы өнбейтін дау қуады. Дау қуамыз деп басқаларды шамдандырып жатырмыз. Біздің, қазақтардың мақсаты басқа. “Біріңді қазақ бірің дос, Көрмесең істің бәрі бос” Абай. Дау қуғанша, Абайды оқыңдар.
Жігіттер, Боратқа көзқарастарың қалай? Бүкіл қазаққа тіл тигізіп жатқан. Оған қолымыз жетпейді, әйтпесе сазайын берер едік. Ал мына қазақтың ішіне іріткі салып жүргендер сол Бораттан қандай айырмашылығы бар? Ел боламыз десек осы қаңқу сөздерден арылу керек. Ойын қалжыңның да жөні бар.