Есть ли в Костанае бизнес, пропагандирующий принципы экологии?

Когда в глобальных масштабах экологию спасти не получается, на выручку приходят тренды, которые задают тон темпам потребления и переработке отходов

В Костанае тоже есть несколько экотенденций, которые предлагают двигаться к концепции zero waste.

Магазины

Два месяца назад Екатерина Бурова открыла первый в Костанае интернет-магазин экотоваров @bamboo_kst. Здесь можно найти натуральные зубную пасту, сухие духи и шампунь, мыло, кристаллический дезодорант, деревянную посуду и даже кокосовые чаши. Все средства по уходу за собой действительно с приставкой «эко», потому что сделаны без химии и упакованы компактно – не в бутылки, а в алюминиевые баночки и бумагу. Пластику тут не место!

Наша героиня рассказывает, что пару лет назад увлекалась концепцией разумного потребления и сокращения количества отходов. Это, а еще поиски себя, стали толчком к тому, чем она сейчас занимается.

– Подобных магазинов в Костанае не было, поэтому я решила, что это мое, – отмечает Екатерина. – Я вообще не покупаю бытовую химию, посуду мою хозяйственным мылом, вместо губки у меня джутовая салфетка.

Косметику Екатерина заказывает из Санкт-Петербурга, Саратова и Кирова, где расположено производство брендов «Голодный леший», Greena Avokadova и mi&ko. Производители открыто говорят о составе своей продукции и отмечают, что тестируют ее в пробирках, а не на животных. Это, кстати, стало новым трендом – оказывать поддержку именно тем компаниям, кто не проводит тесты на братьях наших меньших.

– Иногда люди удивляются, когда узнают о составе продукции. Ну как может быть порошок с кокосовой стружкой? – смеется Екатерина. – Есть у меня еще мыльные орехи, у многих в голове не укладывается, как орехами можно стирать вещи? Но надо пробовать, тогда все станет ясно. Одна девушка взяла, попробовала, потом заказала еще. Это натуральные орешки сапиндуса, сорт мукароси. Мыльная пена создается при нагревании скорлупки плода. Нужна температура не менее 40 градусов, иначе мыльная основа выделяться не будет. Я складываю в хлопковый мешочек три-четыре орешка и закидываю в машинку вместе с вещами. Такое средство хорошо подходит для повседневной стирки, нет отдушек.

Екатерина подбирает для магазина те вещи, которые значительно сокращают количество отходов: многоразовые ватные диски, металлическая ухочистка взамен одноразовых палочек, бамбуковые трубочки вместо пластиковых со специальной щеточкой для их мытья, шоперы взамен пластиковых пакетов, мешочки для фруктов или иных товаров вместо «маечек», а также бамбуковые зубные щетки.

– В экошопах Алматы можно купить продукцию в свою тару, это очень круто. Я бы тоже хотела в будущем прийти к такому, – заключает Екатерина. – Это и для покупателя дешевле, не нужно платить за упаковку, и для экологии полезно.

Своими руками

Шоперы, к слову, в нашу жизнь входят очень уверенно. Экотренд оценили не только за его благую цель, но красоту и удобство. С шоперами, льняными или хлопковыми сумками с разными принтами, сегодня на улицах Костаная можно увидеть и девушек, и даже пенсионерок. Так называемые авоськи пережили обновление и стали хитом.

Умит Гусманова однажды сшила шопер для своей мамы Асыл, чтобы той было удобно ходить в магазин и женщина не тратилась на покупку пластиковых пакетов. Вещь вышла довольно стильной. Тогда девушка решила открыть свое мини-производство @shopper.kst и стала принимать заказы.

– На данный момент у меня сломалась швейная машинка, поэтому я временно не в строю, но планирую вернуться, – говорит Умит. – Терпеть не могу пластиковые пакеты! Особенно, когда едешь на природу, и все усеяно ими. Лучше иметь при себе удобный шопер, который станет и пакетом для продуктов, и классной сумкой. Я сама покупаю хлопковую ткань, делаю выкройки, а потом нашиваю рисунок по желанию заказчика. Моя сестра недавно попросила сделать ей экосумку, чтобы туда помещались детские вещи. В обычную сумку вряд ли поместится все нужное.

От стандартных пакетов медленно, но верно отказываются костанайские магазины. «Спортмастер» уже не предлагает пластик, а только фирменные экосумки или бумажные пакеты. Альтернатива есть и в обувном Intertop, там тоже можно купить шопер с лого. «Астыкжан» тоже ввел практику продажи бумажных пакетов. Правда, костанайцы по-прежнему предпочитают пластик…

Переработка

Первооткрывателем экобизнеса в Костанае в промышленных масштабах стал Максим Климентьев, директор ТОО «Атамекен 4+». Из пластиковых бутылок он уже год производит полимерпесчаную плитку, которая по прочности превосходит традиционную плитку и брусчатку. Для ее изготовления нужны песок и пластиковые бутылки. Скоро здесь будут производить еще и лавочки. Если использовать пластик, то только так.

– Лавочки пока отложили на второй план, в июле собираемся их делать, но к запуску уже все готово, – говорит предприниматель. – А брусчатку делаем активно, она разлетается как горячие пирожки. Заказов на два месяца вперед. Один квадратный метр мы удешевили, теперь стоимость не три тысячи, а 2800 тенге.

В том, что продукт, произведенный из переработанного пластика, скоро захватит мир, сомневаться не приходится. В 2017 году бренд H&M впервые представил женскую коллекцию одежды, созданную из пластиковых отходов. Причем это были не базовые футболки и джинсы, а вечерние наряды! Позже этому примеру последовали компании Adidas и Converse. Сейчас активно рекламируется продукция Nivea, которая делает акцент на том, что производит бутылочки для мицеллярной воды из переработанного пластика. Похоже, что природу спасет именно маркетинг.

Татьяна НАЗАРУК

Источник: top-news.kz

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *