Айдар Амребаев. Всемирный день ликвидации нищеты.

22 декабря 1992 года Генеральная Ассамблея ООН приняла Резолюцию 47/196, провозгласившую 17 октября Международным днем борьбы за ликвидацию нищеты. Этот день был определен памятной датой в связи с тем, что 17 октября 1987 года более ста тысяч человек собрались на площади Трокадеро в Париже, где в 1948 году была подписана Всеобщая декларация прав человека, чтобы отдать дань памяти жертвам крайней нищеты, насилия и голода. Собравшиеся заявили, что нищета является нарушением прав человека, и подтвердили необходимость совместными усилиями добиваться соблюдения этих прав. Соответствующие заявления начертаны на памятном камне, который был открыт в тот день. С тех пор люди самых разных сословий, убеждений и социального происхождения ежегодно собираются 17 октября, чтобы подтвердить неизменность своей позиции и продемонстрировать солидарность с малоимущими…

  Согласно ежегодным Отчетам о человеческом развитии ООН, нищета — это не просто нехватка доходов и ресурсов для обеспечения средств к существованию на устойчивой основе. Она проявляется в голоде и недоедании, в ограниченном доступе к образованию и другим основным услугам, в социальной дискриминации и изоляции, а также в отчужденности от участия в принятии решений.

  В 2015 году более 736 миллионов человек жили за чертой бедности. Более 10 процентов мирового населения живут в крайней нищете и фактически не имеют доступа к услугам в области здравоохранения, образования, санитарии. На каждые 100 мужчин в возрасте от 25 до 34 лет, живущих в бедности, приходится 122 женщины той же возрастной категории. Существует большая вероятность того, что к 2030 году порядка 160 миллионов детей будут жить в условиях крайней нищеты. В 2018 году лишь 55 процентов мирового населения получали какие-либо социальные выплаты.

  Классическим измерением бедности является сопоставление стран по уровню доходов. С этой целью был разработан Коэффициент Джини (индекс Джини, или «индекс справедливости») — показатель, отражающий степень неравенства в распределении доходов внутри различных групп населения. Коэффициент в 1912 году разработал итальянский статистик Коррадо Джини. Показатель принимает значения от 0 (в случае абсолютного равенства) до 1 (в случае абсолютного неравенства). Исходя из Коэффициента Джини составляются мировые рейтинги, основными из которых являются World Population Review, рейтинг Всемирного банка.

  Однако в последнее время экспертами для более точного определения проблемы нищеты был предложен Индекс многомерной бедности (ИМБ) [Multidimensional Poverty Index, MPI], который представляет собой показатель, характеризующий многокритериальную бедность населения и ее глубину. Специалисты пришли к неутешительному выводу о том, что валовый экономический рост в странах мира не способен снизить уровень многомерной бедности. Бедность по уровню доходов не показывает лишения в плане получения услуг социальной сферы, здравоохранения или образования, и снижение его уровня не сокращает их. Показатели Многомерной Бедности дополняют показатели бедности по уровню доходов, как на глобальном, так и на национальном уровнях.

  Известный индийский экономист, лауреат Нобелевской премии по экономике  1998 года «за вклад в экономическую теорию благосостояния» Амартия Кумар Сен в 2009 году опубликовал книгу под названием «Идея справедливости». Основываясь на своей предыдущей работе в области экономики благосостояния и теории социального выбора, а также на своих философских мыслях, Сен описал свою собственную теорию справедливости. Эта теория также называется равенством независимости или равенством автономии. Согласно этой теории, справедливым является то общество, в котором людям даются одинаковые возможности для развития их разнообразных частных желаний и стремлений. Каждый индивид может оставаться автономным, независимым субъектом, со своими требованиями, но при этом каждые потребности должны иметь одинаковые права на реализацию, на нужный индивиду конечный результат. При этом наибольшее влияние на своеобразный уровень справедливости оказывает развитость и ответственность государственных институтов, способность тех или иных политических режимов справедливо/несправедливо организовать распределение общественных благ среди своих граждан. Он писал: «Человеческие жизни ломаются и умаляются различными способами»…

  Интересно, что существуют и другие критерии оценки богатства и бедности как отражения национальных ценностных установок. Например, примечателен в этом отношении Индекс Валового Национального Счастья (ВНС) — попытка определить жизненный стандарт через психологические и холистические ценности. Термин Gross National Happiness появился в противопоставление Gross National Product. Это понятие ввёл четвёртый король Бутана Джигме Сингье Вангчук в 1972 году. Смысл этого понятия для Бутана состоит в развитии такой экономики, которая соответствовала бы уникальной бутанской культуре, основанной на буддийских духовных ценностях. Правда, духовные ценности и моральные цели трудно поддаются количественной оценке и классификации. Поэтому данный индекс представляется весьма условным критерием развитости государства.

  В этом отношении хотелось бы отметить представление о бедности и путях выхода из нищеты в казахском традиционном национальном самосознании. Характерны некоторые широко распространенные в народе оценки бедности в казахских поговорках: «Жоқтық ұят емес, тоқтық мұрат емес» (Бедность не порок, а богатство не предел мечтаний), «Кедей байға жетсем дейді, бай құдайға жетсем дейді» (Бедный мечтает стать богатым, богатый хочет уподобиться Богу), «Жарлының бір тойғаны шала байығаны» (Бедняк досыта поел — уже наполовину разбогател).

  Особое место в осознании действительного смысла нищеты и путях выхода из нее, занимает великий казахский поэт-мыслитель Абай Құнанбай ұлы, который в своих трудах глубоко проанализировал данную проблематику и предложил направления модернизации национального сознания, которые актуальны для нашего народа и по сей день. Известны его заветы о пяти хороших и пяти плохих качествах человека перед выбором которых стоят люди:

«Адал жүріп, адал тұр, / Будь честен и справедлив,

Есебің тура келуге. / Чтобы правильно оценить.

Жаның жақса, соңынан, / Чтобы стало лучше тебе в конце,

Жалқауланба еруге… / Не ленись следовать за мной…

Бес нәрседен қашық бол, / Избегай пяти вещей,

Бес нәрсеге асық бол, / Беги за пятью вещами,

Адам болам десеңіз. / Если хочешь сохранить человеческое достоинство.

Өсек, өтірік, мақтаншақ, / Сплетни, ложь бахвальство,

Еріншек, бекер мал шашпақ – / Лень и напрасное расточительство —

Бес дұшпаның білсеңіз. / Это пять врагов, если хочешь знать.

Талап, еңбек, терең ой, / Стремление, труд, глубокое размышление,

Қанағат, рақым ойлап қой, / Удовлетворенность (Скромность), милосердие,

Бес асыл іс, көнсеңіз… / Пять добродетельных качеств, если примешь их…

…Жамандықтан жиренсең, / Если возненавидишь зло,

Ашыларсың жылма-жыл…» / То откроешь себя год за годом…

  Далее, он предлагает известную максиму честного труда как выхода из нищеты: «Еңбек етсең ерінбей, тояды қарның тіленбей» (Если будешь неустанно трудиться, то насытишься ты /т.е. достигнешь желаемого). При этом, казахский мыслитель устанавливает высокую нравственную планку человеческого отношения к бедности и богатству, роли труда. Например, он подвергает беспощадной критике бесчестный труд ради наживы, воровство, считая это «кражей благополучия у собственных детей». «Стремление к обогащению без труда — это истинная нищета». Он проклинает тех, кто продает собственную честь и совесть ради наживы — «Ант ішіп күнде берген жаны құрсын, арын сатып тіленген малы құрсын». Он провозглашает, что у народа, у которого нет стремления к лучшему, где люди не трудятся во благо общества, среди народа устанавливается обман, воровство и исчезает благополучие.

«Ниеті мен талабы, еңбегі мен өнері жоқ елде алдау, ұрлау, берекесіздік орын алады. / У кого нет стремления к лучшему, нет честного труда и навыков, у такого народа укрепляется обман и воровство, покидает благополучие.

Тамағы тоқтық, / Сытость

Жұмысы жоқтық / Безделье

Аздырар адам баласын… / Делает жизнь человека бессмысленной…

Арын сатып, ант ұрып іздегені / Пусть будут прокляты те, кто торгует совестью ради желаемого

Бір семіз ат, аяғы бір табақ ас… / Их мысли лишь о жирной пище…

Арыңды сатып, иманыңды саудаға салып мал тапқаннан гөрі: / Чем продавать совесть и ставить на кон свою веру в поисках пищи:

Жалға жүр, жат жерге кет, мал тауып кел. / Лучше наймись на работу, уезжай куда глаза глядят в поисках скота…»

  Таким образом, Абай определяет свое высоко этическое отношение к труду и истинному благополучию народа, позволяющему избавиться от нищеты как в плане физической, так и духовной состоятельности человека. Думается в современных условиях, данная установка казахского мыслителя, актуальна, как никогда, наставляя людей на праведный путь исправления и развития.

  На современном этапе ликвидация нищеты является первой из 17 целей, изложенных в Повестке дня в области устойчивого развития на период до 2030 года Организации Объединенных Наций. В частности, она призывает «обеспечить мобилизацию значительных ресурсов из самых разных источников, в том числе на основе активизации сотрудничества в целях развития, с тем чтобы предоставить развивающимся странам, особенно наименее развитым странам, достаточные и предсказуемые средства для осуществления программ и стратегий по ликвидации нищеты во всех ее формах». Цели Устойчивого Развития (ЦУР) призваны обеспечить, чтобы все мужчины и женщины, особенно малоимущие и уязвимые, имели равные права на экономические ресурсы, а также доступ к базовым услугам, владению и распоряжению землей и другими формами собственности, наследуемому имуществу, природным ресурсам, соответствующим новым технологиям и финансовым услугам.

  На глобальном уровне за последние десятилетия страны продемонстрировали значительные успехи в области ликвидации нищеты. По последним оценкам, в 2015 году 10 процентов мирового населения жили менее чем на 1,90 долл. США в день. В 1990 году этот показатель составлял 36 процентов, а в 1981 году — 44 процента. Эти данные демонстрируют, что мировое сообщество способно бороться с нищетой. В апреле 2013 года Всемирный банк поставил цель ликвидировать крайнюю нищету за одно поколение, то есть сократить ее масштабы до 3 процентов к 2030 году. Реализация данной цели требует беспрецедентных усилий, направленных на укрепление устойчивого, инклюзивного и сбалансированного экономического роста, осуществляемых в сочетании с программами по обеспечению достойного труда, социальной интеграции, борьбе с неравенством, повышением производительности и созданию благоприятных для развития условий в целом. Ликвидация нищеты во всех ее формах является глобальным вызовом, требующим коллективных действий.

  Согласно данным World Population Review, в 2020 году по уровню бедности Казахстан располагается на 120 позиции из 169 возможных, с коэффициентом Джини составляющим 0,772 (от 0 до 1). При этом в 2018 году данный индекс по Казахстану составлял 0,290. По оценкам Всемирного банка, Индекс Джини, в Казахстане в 2017 году составлял 27.5 (от 0 до 100), это меньше чем в России, (39.9%), США (40.8%) или Китае (46.9%).

  Кроме того, уровень бедности страны исчисляется из количества ВВП на одного человека. Многие мировые организации проводят анализ экономики государств для того, чтобы составить рейтинг самых бедных стран мира. Так, согласно данным Всемирного Банка в рейтинге стран и территорий по размеру ВВП Казахстан находится на 54 месте из 203 стран согласно данным за 2019 г. По официальным данным, предоставленным Комитетом по статистике, во втором квартале 2020 г. в Казахстане насчитывалось 1,069 млн. бедных людей. Доходы ниже прожиточного минимума имеют 5,7% населения. При этом уровень бедности на 1,4% вырос, относительного аналогичного показателя прошлого года.

  Согласно индексу человеческого развития Казахстан занимает пятидесятую строчку с индексом 0,817 из 189 стран мира, где первое место занимает Норвегия с индексом 0,954 и последнее место Нигер с индексом 0,377. Среди стран постсоветского пространства показатели Казахстана следуют за Российской Федерацией и Беларусью, опережая Грузию, Украину, Азербайджан, Узбекистан, Кыргызстан и других.

  В завершении следует отметить, что руководство страны всегда социальную сферу жизни казахстанского общества рассматривает в качестве главного приоритета государственной политики. Так, еще под руководством Елбасы в Казахстане приоритетными направлениями социальной политики стали: а) обесчение лидирующих позиций страны по таким показателям, как число дошкольных учреждений, снижение бедности и безработицы, уровень сельскохозяйственного производства, ВВП на душу населения, рост заработной платы и размеров минимальных и средних пенсий; б) практически во всех международных рейтингах, имеющих социальную направленность, таких как индекс человеческого развития и международный индекс счастья, у Казахстана ежегодно наблюдается позитивная динамика; в) в Казахстане во главу угла ставится баланс между активной социальной политикой и развитием экономики; г) внутриполитическая стабильность и экономический рост.

  Все эти составляющие социальной модернизации в стране были подхвачены и дальше развиваются действующим Президентом Касым-Жомартом Токаевым. Так в XI  пункте Послания от 1 сентября 2020 года «Новое качество нации» отмечается: «Сегодня перед нами стоит задача – сформировать новую парадигму развития нашего народа…

  Для качественно нового развития нашей нации должны измениться наши повседневные жизненные установки. А в обществе должны утвердиться новые принципы и новые ориентиры.

  «Чтобы иметь знания, необходимо учиться. Чтобы быть богатым, нужно иметь дело. Чтобы стать сильным, нужна сплоченность. А для всего этого, нужно трудиться, не покладая рук», – эти слова великого просветителя Ахмета Байтурсынова актуальны и сегодня.

Во-первых, поколение двадцать первого века должно быть глубоко образованным.

Во-вторых, необходимо приучать молодежь к неустанному труду.

В-третьих, правильно, когда в основе любого дела лежит профессионализм.

В-четвертых, железная дисциплина и высокая ответственность должны стать характерными чертами всех нас.

В-пятых, нельзя сворачивать с пути справедливости. Справедливость – важное условие развития общества. Справедливость имеет особое значение в судьбе страны и народа.

В-шестых, нам необходимо культивировать такие качества, как честность, бережливость, основательность. Все мы хотим видеть казахстанцев именно в таком образе. Только так мы сможем построить конкурентоспособное государство и создать интеллектуальную нацию…

Мы должны прививать в общественном сознании идеалы и ценности труда.

В нашей стране должна быть укоренена прочная система «Ответственное государство – ответственное общество – ответственный человек».

Айдар Амребаев, политический аналитик

Источник: altyn-orda.kz

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *