«Вернуть деньги сложно, но можно»: Купившие турпутевки жители Костаная не могут улететь на отдых

Костанайцы, купившие турпутевки, не могут улететь на отдых из-за режима ЧС, введенного на территории Казахстана. Турфирмы отказываются возвращать им деньги, у них у самих убытки, пишет Qostanay.TV со ссылкой на Костанайские новости.

Много «если»

Одна из участниц группы – Сауле Сулейменова. Путевку в Египет женщина забронировала через турагенство «L-tour.kz» еще в ноябре. Оплатила 800 тысяч тенге. Вылет назначили на 20 марта, но тут случился форс-мажор…

– В турфирмах говорят, что ответственность за срыв поездки не несут. Не можем выехать – значит, отказываемся и теряем 80% оплаченной суммы, – объясняет Сулейменова.

Единственный выход, предложенный второй стороной – это перенос брони на несколько месяцев вперед. Альтернатива хороша тем, что путевка в таком случае не сгорает, оплата не пропадает. Сауле на такой вариант согласилась, перебронировала тур на начало июня.

– Но у меня есть вопрос, – говорит женщина. – Что будет, если к тому времени режим ЧС не будет снят? Нас снова перебронируют? Не будут же бронь передвигать бесконечно.

«Заложники ЧС» – так называется группа в WhatsApp, созданная костанайскими туристами. Сейчас в нее входит 19 человек. Все они «братья» и «сестры» по несчастью. Купив турпутевки, оказались не у дел – и без денег, и без отдыха. Участники группы совещаются и пытаются решить свою проблему. Они пишут заявления в адрес турфирм и в прокуратуру, чтобы вернуть деньги, потраченные на покупку путевок.

В первый раз на море…

…пожилым родителям Асель Нурпеисовой улететь тоже не удалось. Дети купили им путевку в начале февраля. Вылет из Костаная в Египет должен состояться 30 марта.

– Деньги не возвращают. Говорят, этот вопрос обсуждается на уровне правительства.

Асель отдала турфирме «География» предоплату в размере 200 тысяч. Полная стоимость путевки – почти миллион. Ситуация повисла в воздухе: забрать предоплату нельзя, вносить остальную часть суммы не имеет смысла…

– Наши родители никогда не были за границей. Мы хотели им подарить море… – огорчена Асель.

Письмо

Своя группа в WhatsApp есть и у турагентов Костанайской области. В нее входит 64 представителя фирм. От лица всей этой гр уппы ситуацию прокомментировали руководители костанайских офисов турфирм Ирина Максина (компания «Дан») и Гульнара Ищанова (международная сеть «География») (на снимке справа налево).

– Нужно понимать, что в сложном положении сейчас находятся не только туристы, но и сами агенты. На данный момент мы не знаем, что делать дальше. Туроператор предлагает перенести отдых, это беспрецедентное предложение. Сейчас туристы переносят свои выезды на другие даты, – отмечает Ирина Максина.

Гульнара Ищанова поясняет:

– Из-за коронавируса турбизнес несет огромные убытки. В январе, когда вирус только появился в Китае, у моего офиса образовалась миллионная задолженность, в том числе по зарплате. В марте я сработаю в минус уже на два миллиона…

Руководители отмечают, что сложившаяся ситуация опасна и для туроператора «Selfie Travel». В том случае, если туристы начнут требовать от турфирм возврата денег, те их будут истребовать у оператора. Понесенные последним убытки могут привести к банкротству.

Елена Зайцева, дирек­тор турагенства «L-tour.kz», объяснила:

– Все деньги, полученные от туристов, переданы туристическому оператору «Selfie Travel». Оператор сейчас возвращает их только с учетом штрафных санкций. Но они предложили альтернативу: перебронировать путевки на другие даты. В таком случае деньги туриста не сгорают. А вот мы сами несем колоссальные потери. Наша зарплата складывается от процентов с продажи путевок, а сейчас массовые возвраты. Плюс мы несем обязательства, платим за ту же аренду…

Турагенты всего Казахстана составили петицию на имя Президента РК Касым-Жомарта Токаева. Они просят главу государства оказать содействие в недопущении массового банкротства в этой сфере бизнеса.

«Надо ждать…»

Роза ГОРЯННАЯ, заместитель руководителя управления предпринимательства и индустриально-инновационного развития акимата Костанайской области:

– Многие турфирмы уже закрылись, они не продают путевки. Сейчас Правительство РК решает вопрос по возврату полной стоимости билетов. Мы будем работать и с турфирмами, не оставим этот вопрос без внимания. Ситуация непростая. Ведь нужно соблюсти баланс – и туристы не должны пострадать, и турфирмы, как представители бизнеса, тоже. Обычно такие вопросы решаются через суд. Нужно внимательно изучить условия договора, там должны быть прописаны форс-мажорные обстоятельства. К сожалению, многие люди подписывают договоры, даже не прочитав их. В данном случае нужно ждать указаний Правительства РК.

«Вернуть деньги сложно, но можно»

Айнура МАМИЕВА, и.о. руководителя департамента по защите прав потребителей Костанайской области:

– Я думаю, что вернуть полностью всю сумму не получится, потому что турфирма, в том числе платит и туроператору принимающей страны. Например, за бронирование отеля. Здесь нужно турфирме договариваться с туроператором, чтобы тот вернул деньги. Думаю, что в этом плане будет весьма проблематично отработать вопрос. В любом случае, введен в стране режим ЧС или нет, решение любого вопроса начинается с написания письменной претензии в адрес того, кто предоставил товар либо оказал услугу. Если в течение 10 дней потребитель не получает письменного ответа либо получает отказ, тогда он вправе обратиться в суд.

Марина Кострова, фото Сергея Миронова

Источник: qostanay.tv

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *